Ресурсы для творческого человека

TEXT.RU - 83.51%

Привествую посетителей моего блога!
Начинаю публикации в соответствии с названием блога: тренируем креатив!
В любой сфере нашей жизни встречаются проблемы… Можно решать проблемы методом «тыка» (что придумается, то и ладно… Но бывает, что ничего не придумывается…).  А можно с помощью инструментов для мышления, например, с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).  С некоторыми из этих инструментов я и начну вас знакомить. Чтобы материал был понятен людям всех специальностей и всех возрастов, примеры пока буду приводить с расчётом на детский возраст 7-10 лет. Приглашаю к общению взрослых вместе с детьми и внуками и их друзьями! Итак, для начала рассмотрим:

Ресурсы для творческого человека.                   

РЕСУРСЫ… В ТРИЗ это понятие трактуется очень широко. Это всё, что есть в условиях  возникшей проблемы. Могут быть ресурсы информации, энергии, формы, вещества, пространства, времени, свойств и др. (выделен даже ресурс различия!). Ресурсы мы выявляем для того, чтобы в случае необходимости данный объект можно было бы использовать по другому назначению.

Ресурсы могут быть явные и скрытые, например:

явные ресурсы цветочного горшка (вот он, стоит передо мной!):

  • ёмкость (ресурс пространства). Можно использовать для хранения чего-нибудь сыпучего или жидкого,
  • пластмассовый (ресурс вещества). Пластмасса горит, является изолятором, твёрдая, но достаточно легко ломается, при нагревании может изменить форму. Применение:  можно сделать «дымовуху» (сейчас, наверное, дети уже не делают дымовух!).  Старый треснувший горшок разломать на кусочки и применить для изготовления мозаики. Из крупных обломков сделать при помощи нагрева некие «малые формы» для украшения цветников и газонов.
  • конусообразная форма (естественно, это ресурс формы). Горшок можно использовать как тумбу для кошки в домашнем цирке. Положив набок, можно демонстрировать интересное свойство конуса: качение по кругу. 

Скрытые ресурсы (Ресурсы называют скрытыми не потому, что они спрятаны, а потому, что человек их не сразу вспоминает, обнаруживает, выявляет):

  • Край горшка вывернут наружу и под ним свободное пространство (ресурс пространства и формы).  Можно внутри что-то разместить, например, светодиоды, получится и цветок и светильник-ночник.
  • Край – довольно острый (ресурс формы и материала). Пустым горшком можно чего-нибудь поскрести, или спинку помассировать…
  • В пустой горшок можно постучать (ресурс материала и формы).  Тогда горшок можно использовать как барабан. И т.д. Продлите этот перечень! Что придумают ваши дети?

Каждый предмет, благодаря своим явным и скрытым ресурсам может выполнять множество функций. Этим и следует пользоваться в нестандартных проблемных ситуациях и за счёт ближайших ресурсов находить варианты решения проблемы.

На одном из занятий я дала двум девочкам из 5 класса ключ от кабинета и предложила выявить и записать 10 ресурсов  этого предмета и найти применение этим ресурсам. Нашли. Теперь, говорю, найдите в этом же ключе ЕЩЁ 10 ресурсов и придумайте, как их применить. Нашли! А потом, ЕЩЁ 10 ресурсов! Нашли!!! Уже и занятие закончилось, а они всё никак не могли остановиться!… Вот такой неисчерпаемый ключ!… Попробуйте повторить их достижение со своим ключом! Или любым другим предметом на ваш выбор!

9 комментариев

  1. Интересный творческий подход. Я бы сказала — что это подходит и для самоделкиных. Для женщин — например, техника вязания разными узороми и из разных ниток или техника «печворк».
    Нужно, чтобы эти фантазии были прикладными.
    С удовольствием почитаю ещё статьи.
    Желаю успехов!

    • Валентина Бояркина

      Хочу пояснить:в данной публикации дано просто одно упражнение на гибкость мышления. Конечно, никто не будет цветочным горшком спину массировать!
      Печворк — это шитьё из кусочков ткани? Хотим придумать что-новое: объединяем печворк и вязание. Может получиться довольно интересно — лоскутная техника с вязанными ажурными или рельефными вставками!.. Про приём «Объединение» для получения новых идей — в следующих публикациях.

  2. Валя, прекрасные примеры развития творчества. Вспомнилась любимая учительница -Раиса Фёдоровна. Она задавала нам написать сочинения, например, на такие темы : «Что расскажет о себе крышка от чайника?», или «Путешествие детской панамки»…
    Спасибо.

    • Валентина Бояркина

      Молодец, ваша Раиса Фёдоровна! она приучала вас смотреть на окружающий мир с другой точки зрения. Ещё этот приём называется — эмпатия (Вживление в другой образ). Такие задания тоже развивают фантазию и гибкость мышления.
      Рада. что цените такие вещи!

  3. Как здорово развивать в детях способности видеть обычные предметы и ситуации под разными углами зрения. Вот уж настоящая гимнастика для ума! Это развивает творчество, фантазию, изобретательность, неординарное восприятие Мира.
    Спасибо, Валентина Ивановна, за ТРИЗ!
    Прекрасная идея о сотрудничестве в рамках СМИ «Радуга мысли».

    • Валентина Бояркина

      пасибо, Ирина, что оценили это направление! Будем сотрудничать!!!

      • Loved your title, had to read. I don’t stress about posting regularly,I do better when life happens and provides me a topic, or when I make mistakes so I can others to avoid them. Afterall, ar#;1e82&7nt our blogs our own?Lisa recently posted..

  4. Отличный подход к развитию творческого мышления, но если бы родители больше уделяли этому внимания, то и деток талантливых было бы гораздо больше, но часто стремление ребенка увидеть в старой поломанной вещи что-то новое подавляется, взрослые не желают чтобы их ребенок копался в «мусоре».

  1. Pingback: Arbooz.com

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*