О важности развития креативного мышления и разных подходах к этому виду развития

TEXT.RU - 96.03%

Я думаю, что многие родители хотят, чтобы их дети были не только здоровыми, послушными, образованными (в смысле – многознающими),  но и смышлёными, сообразительными, активными людьми.

 О важности развития креативного мышления говорится много и на официальном  уровне (старые и новые стандарты образования) и на  профессиональном педагогическом уровне: созданы  различные педагогические технологии, направленные на развитие мышления (развивающее обучение, эвристический подход, технология критического мышления, проблемное обучение и т.д.). В основном эти технологии предоставляют детям ПОЛЕ для размышлений, но не дают ИНСТРУМЕНТОВ для «обработки» этого поля, ИНСТРУМЕНТОВ для мышления при решении проблем.

А такие инструменты уже есть! Причём совершенно разных направлений:

• есть приёмы и методы решения проблем за счёт развития ИНТУИЦИИ, подключения к всеобщему ИНФОРМАЦИОННОМУ ПОЛЮ, различных видов медитации. Я бы сказала, что этот подход основан на возможностях  правого полушария головного мозга, отвечающего за воображение, образное мышление, интуицию.

 • Есть и другой подход: со стороны левого полушария, отвечающего за прямолинейную логику, речь, память. Это алгоритмы, правила, законы развития систем, которые со стороны левого полушария «раскачивают», стимулируют правое полушарие и в результате рождается идея, творческая мысль! Самой развитой в этом направлении является ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ).

В соответствии с законами развития систем эти два направления в будущем должны объединиться, и развитие творческого мышления станет более гармоничным. В основном современная система образования опирается на левополушарное мышление: тренируется память, логика, абстрактное мышление. Поэтому в настоящее время креативность детей легче развивать левополушарными методами. Хотя и это даётся с трудом!… Креативность, системное  мышление, умение работать с проблемами  — этим массовая школа мало занимается…

Так что, коллеги, давайте брать это дело в свои руки!!!

Я – преподаватель ТРИЗ. ТРИЗ – это набор инструментов («подсказок») для выявления и решения проблем в быту, на производстве, в науке, технике, искусстве, т.е. практически в любой сфере деятельности. И если детей с раннего возраста учить работать с проблемами (выявлять их, находить варианты решения, осуществлять свои идеи), то наши дети вырастут яркими креативными людьми, не боящимися сложных жизненных и производственных ситуаций.

 Как говорится, «НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ»  осваивать материалы рубрики «Тренируем креатив!» вместе с детьми, стараться понять и развить детские идеи и донести до детей свои решения. Какие дополнительные плюсы дадут такие занятия и детям и ВЗРОСЛЫМ?

Во-первых, в ходе таких обсуждений и совместного МЫШЛЕНИЯ (взрослые ведь тоже придумывают свои варианты решения задачи!) вы с детьми станете ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ, у вас сложится общий стиль мышления. (У меня уже дети взрослые, поэтому я уже прочувствовала, как это здорово – быть с детьми ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ!)

Во-вторых, сможете выработать общую систему ценностей.

В-третьих,  в семье сложится отношение к проблемам не как к препятствию на жизненном пути, а как к возможности «пошевелить мозгами», найти путь изменения и развития ситуации, отношений, окружающей среды.

В-четвёртых, находить решения проблем с помощью инструментов ТРИЗ гораздо легче и эффективнее, чем БЕЗ этих инструментов. А удовольствие и вдохновение от возникающих в твоей голове идей ничуть не меньше!

В-пятых, взрослым, я думаю, захочется применить  инструменты ТРИЗ для решения своих проблем. Если человек только ЗНАЕТ, что существуют инструменты для поиска решения проблем, он уже не бросится в панику при первой же трудности. А если этот человек УМЕЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ этими инструментами, то он по-настоящему вооружён против всяких сложностей, проблем и невзгод.

В-шестых! Решать изобретательские задачи, видеть, как у детей горят глаза, следить за игрой их мысли (и своей мысли тоже!!!) – это просто О-О-ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!

6 комментариев

  1. Валентина,ПРОСТО КЛАСС!Готовьте скорее материал, дам ссылку на Ваш ссайт всем своим знакомыи. Пусть мыслят креативно…

    • Валентина Бояркина

      Спасибо за восклицательный знак! Готовлю первый курс для детей и родителей.

  2. Я поддерживаю Александра! Валентина, с нетерпением жду новых постов. 🙂

  3. Интересно было почитать, а у взрослого человека можно развить креативное мышление или уже мозги не такие гибкие и вряд ли получится? Мне его, креатива, как раз не хватает. Привык всё как то по шаблонам делать…

    • Валентина Бояркина

      Я посмотрела Ваш блог, Сергей! Я бы не сказала, что этот блог сделан по шаблону. Жаль только, что главная рубрика мрачноватого оттенка — ворчанье сплошное. В ТРИЗ есть такой приём — обратить вред в пользу. Мне он очень нравится — ведь это какой прыжок надо мышлению сделать! Не просто вред убрать, а ПОЛЬЗУ от этого получить! Очень хорошо, что Вы видите недостатки, проблемы… А теперь обратить это в пользу: выбрать одну из проблем и … решить её! И осуществить своё решение! Представьте. какая польза будет по крайней мере для Вас — и самореализация, и развитие, и удовольствие, и для людей польза! А придумать варианты интересных решений можно с помощью приёмов ТРИЗ! Решения обязательно должны быть интересными, оригинальными, чтоб Вам самому загорелось их реализовать и других к этому привлечь.
      Осваивать ТРИЗ можно в любом возрасте! Я начала профессинально заниматься ТРИЗ, когда мне было уже под 50. И чувствовала на себе, как повышается гибкость мышления. Успехов!

  4. Стимуляция мозговой деятельности детей всегда было полезна. Запустить вот это стремление с самого раннего возраста — задача родителей, в первую очередь.
    Очень рада, что и наше «западное» мышление поворачивается к интуиции, медитациям.
    Я на себе изучаю подобные методы с 1990 года, когда я начала изучать необычную медицину на курсе Джуны Давиташвили.
    Мне повезло: на вступительных экзаменах в Медицинский институт мне экзаменатор по физике задал дополнительный вопрос об интуиции. Видимо, с тех пор у меня и было особое внимание к этому «предмету»
    Желаю успехов в продвижении метода!

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*